Инновационная экономика в правовом пространстве и среде информационных технологий

Прошедшее столетие представляет собой период, в котором произошло беспрецедентное по отношению ко всей прошедшей истории количество кардинальных позитивных и негативных событий, в которые было вовлечено большинство стран мира. Две мировые войны с непредсказуемыми последствиями, социальные революции, расколовшие мир на две враждебные части, развал колониальной системы, создание плановой экономики в странах, насчитывающих треть населения мира, и исключающей рыночную составляющую, научно-техническая революция, формирование в ряде стран инновационных экономик представляют собой характерную картину динамичного развития. В этом бурном потоке событий ни одно из них не прошло мимо нашей страны. Они сопровождались как большими положительными результатами, так и драматическими последствиями. В настоящее время перед страной после целого ряда разрушительных событий встала задача модернизации экономики, ее вхождения в инновационную стадию развития, которая должна обеспечить высокий уровень жизни населению и безопасность стране.

Опыт как мировой, так и отечественной практики, в котором зачастую проявлялась непредсказуемость событий, в настоящее время требует такого уровня проработки планируемых решений, который обеспечивал бы большую вероятность положительных решений, в том числе и методами их пошаговой реализации, предотвращающими возможность появления негативных результатов, сопутствующих реализации любых сложных многофакторных проектов.

Именно в таком контексте рассмотрим три общепризнанных в мировой практике важнейших инструментария инновационной экономики – всеобъемлющее моделирование, законодательство как исходная база социально-экономических процессов и использование информационных технологий.

К началу нового столетия в отечестве сложилась ситуация, требующая от всех слоев общества больших усилий по созданию и реализации программы социально-экономической модернизации и вхождения в инновационную экономику, что обеспечит возвращение страны в состав наиболее развитых держав, высокое благосостояние жизни и безопасность народа. В сложившихся обстоятельствах общество возвращается к прежним героическим свершениям, что является необходимым моральным стимулом, уважением к деятельности ушедших поколений.

Живущие поколения должны в обозримый период вновь превратить страну в великую и процветающую державу. Как показывает опыт всего прошедшего столетия высокие цели могут быть реализованы только адекватными, эффективными методами. Взаимосвязанная триада рассматриваемых методов – моделирование, законодательство и информационные технологии при их квалифицированном исполнении является важнейшим инструментарием реализации высоких целей.

Моделирование

Модель – это язык, с помощью которого реализуется представление о реальном состоянии объекта или процесса, технология осуществления целей, а также пути их развития. Моделирование в настоящее время представляется универсальным методом обеспечения развития, поскольку с одной стороны в сложной многофакторной среде всех сфер человеческой деятельности только модели дают возможность обозревать реальное состояние объектов и процессов, а, с другой – являются исходным условием создания алгоритмов и машинных программ, т.е. использования информационных технологий, без которых в настоящее время невозможно решение ни одной из инновационных задач.

Отметим, что тотальное моделирование управленческих процессов в настоящее время является таким же необходимым, как и в случае проектирования сложных научных и технических систем. В исходный момент его реализации не требуется дополнительных ресурсов, поскольку построение управленческих моделей вписывается в обязанности действующих структур и должностных лиц. В этой связи весьма показательным является широкое внедрение сетевых методов управления при реализации сложных проектов военных и космических систем.

Наиболее важными объектами моделирования при вхождении в инновационную экономику являются следующие:

  • формирование моделей, определяющих приоритеты в развитии отраслей в условиях международного разделения труда. В нашей стране в течение всего дореформенного периода господствовала идея развития всего комплекса отраслей, поскольку противоборство двух социальных систем исключало какую-либо альтернативу.
  • модели, обеспечивающие гармонизацию интересов государства, капитала и наемного труда. Как в дореформенный, так и в послереформенный периоды происходили нарушения в их взаимодействии, которые заканчивались драматическими для страны результатами. Перевес интересов в сторону государства в рамках монолитно организованной экономики завершился ее деградацией, а либерализация действий вновь созданного на основе приватизации капитала и пренебрежение интересами наемного труда привели к массовой утечке мозгов и развалу инновационных отраслей.
  • оптимизация процессов взаимодействия в воссоздании инновационных отраслей между средствами государственного бюджета и частного капитала, когда в странах с инновационной экономикой они сопоставимы.
  • формирование модели функционирования экономики в рамках постоянно совершенствуемой правовой среды при четко классифицируемых градациях различного рода норм:
    • хозяйственное законодательство;
    • подзаконные акты;
    • целостный финансово-экономический механизм.

Именно в таких рамках определяется свободное предпринимательское пространство и создаются условия оценки эффективности экономических процессов с возможностями анализа как положительных, так и отрицательных обратных связей.

  • модели гармонизации взаимодействия фундаментальных, прикладных наук с процессами разработки и производства инновационного продукта, реализуемого как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Именно такие модели обеспечат четкое распределение ресурсов между всеми взаимосвязанными структурными составляющими инновационного процесса, когда становятся очевидными критерии оценки в распределении ресурсов на каждую составную часть.

Институционализация и хозяйственное законодательство

Упорядочение взаимоотношений в социуме на базе правовых норм играло определяющую роль на протяжении всей истории человечества. Правовые нормы представлялись как в форме прямых законодательных актов, так и закреплялись в рамках различных религиозных институтов.

Проблемы хозяйственного права и процессы его совершенствования приобрели особое значение в период беспрецедентного развития науки и производства в прошедшем столетии и продолжают оставаться важнейшим инструментарием в период постиндустриального развития.

Динамичное функционирование предпринимательства, превращение его в четвертый фактор производства определили крайнюю необходимость формирования правовых норм хозяйственного поведения для огромного количества самостоятельных хозяйствующих субъектов, действующих в конкурентной среде. Именно такие обстоятельства обусловили высокие требования к институционализации хозяйственных процессов и использованию эффективного инструментария – информационных технологий. В рамках сложившихся обстоятельств в условиях существенного усложнения производственных процессов законотворчество становится межотраслевой научной дисциплиной, которая должна опираться на результаты таких научных направлений, как экономическая теория, теория систем, социология, статистика, теория управления и другие, широко используя информационные технологии.

В процессах беспрецедентного развития науки, производства и всех сфер социальной жизни в обстановке научно-технического прогресса можно вычленить три доминанты:

  • собственно технологии производства;
  • управление технологическими и социально-экономическими процессами;
  • наука, связанная с разработкой технологических и управленческих процессов, роль информации и информационного инструментария в стремительно изменяющейся социально-экономической среде.

В этих трех доминантах системообразующей представляется управление, которое проявляется в институционализации, финансово-экономическом механизме и законодательстве. Причем законодательство, с одной стороны, является результатом институционализации, а, с другой, исходным условием дальнейшего совершенствования процессов институционализации.

Все это иллюстрируется такими понятиями, как правовое поле, правовая система, правовое государство, личность и право, механизмы обеспечения правовой системы. Различный уровень реализации таких понятий определяется с помощью правовой науки, правового сознания, правового обучения, правовой пропаганды, правовых взаимоотношений.

Можно констатировать, что в современном постиндустриальном мире, в глобализируемой экономике правовые системы, включая и международное право, становятся базовым основанием жизнедеятельности человеческого общества.

С разной степенью эффективности во всех государствах внедрилось разделение властей на три составляющих – законодательную, исполнительную и судебную, лейтмотивом функционирования которых является законность.

В границах функционирования такой правовой среды сложилась система обратных связей в форме средств массовой информации, выполняющих роль, без которой невозможно эффективное функционирование любой динамичной системы. Именно в такой связи прессу определяют как четвертую власть.

Вычленяя такую составляющую общественной жизни, как производство, можно утверждать, что только в рамках эффективного экономического законодательства обеспечивается его поступательное развитие. Создание такой системы представляет собой трудную задачу, что иллюстрируется тем, что только семь стран мира оцениваются как высокоразвитые, и двадцать как высокоразвитые и быстро развивающиеся, когда мировое сообщество насчитывает более двухсот стран.

Хозяйственное законодательство создает не только условия, но и мотивации для предпринимательства, которое также наряду с традиционными факторами производства (земля, капитал, труд) стало признанным примерно в тот же период времени как и четвертая власть четвертым фактором производства.

Таким образом, вхождение экономики нашей страны в инновационную стадию развития в существенной мере будет определяться возможностью создать эффективную законодательную систему, способную решить проблему построения инновационной экономики в обозримый для живущих поколений период времени.

В нашем отечестве в бурный период прошедшего столетия был накоплен огромный опыт динамичного развития науки и техники, серийного производства высококлассной продукции отдельных отраслей. Однако, целостная система управления производством, базирующаяся на исключении рыночной составляющей и, таким образом, недооценке возможностей предпринимательства, условием развития которого является широкая инициатива в рамках равных возможностей, регламентированных рациональными правилами, определяемыми хозяйственным законодательством, исключали наращивание опыта в сфере управления инициативными самостоятельными научными и производственными субъектами, представляющими базовую основу постиндустриального производства. Это значит, что в двуедином процессе производства и технологии управления, которые являются равновеликими, создание эффективной системы управления на базе современного хозяйственного законодательства является важнейшей проблемой перехода к инновационной экономике.

Информационные технологии в инновационной экономике

Продукция инновационной экономики характеризуется постоянным совершенствованием технологических и экономических параметров. В структуре ее затрат кроме традиционных: материалоемкость, трудоемкость, энергоемкость существенно возрастают и доминируют такие составляющие, как наукоемкость и информационная емкость. Причем две последних составляющих тесно связаны между собой и сами представлены в двух ипостасях – квалифицированный труд и дорогостоящий инструментарий.

Поступательное движение к инновационной экономике жестко связано с широким использованием информационных технологий, резким возрастанием затрат на информационную составляющую. Стратегическая компонента такой тенденции напоминает проблему оборонной компоненты в процессе холодной войны, т.е. когда в нашей стране затраты на обеспечение обороны оказались разрушительными по отношению к целям, которые они должны были обеспечить.

Поставленные в настоящее время цели тотальной информатизации всех жизненных процессов при недостаточном внимании к их экономической компоненте могут привести к аналогичным при гонке вооружений результатам.

Проблемы повышения эффективности использования информационных ресурсов должны рассматриваться на следующих уровнях:

  • повышение качественных характеристик собственно в сфере программно-технических средств и коммуникаций, представляющих инструментальную базу информационных систем;
  • повышение эффективности использования информационных технологий в составе технологий, производящих заданный продукт или услугу;
  • использование информационных технологий в фундаментальной, прикладной науках и в системах структур, разрабатывающих инновационные продукты или услуги с учетом создания последовательных циклов их реализации, выражаемых в настоящее время через такие понятия, как поколения.

Следует отметить, что по всем этим направлениям не проводится должной работы, когда одной из причин является превалирование добывающих отраслей в отечественной экономике, приносящих прибыль при минимальном значении добавленной стоимости.

Вхождение в инновационную экономику требует принципиально иного отношения к проблеме наращивания вычислительного потенциала не только в процессе формирования обрабатывающих отраслей, но и во всех других сферах экономической и социальной деятельности.

В целях повышения эффективности использования имеющегося и наращиваемого вычислительного потенциала, а также предотвращения возможных тупиковых ситуаций, связанных с разрывом его возможностей при активизации мер по вхождению научных, производственных и других социально-экономических субъектов в инновационную стадию развития, целесообразно организовать следующие работы, обеспечивающие их программно-техническую поддержку с помощью имеющихся вычислительных ресурсов.

  1. Разработка методов и средств моделирования процессов управления с оценкой возможности их сопряжения с наработанным программным обеспечением.
  2. Разработка методологии, методов и средств использования моделей управляющих систем в процессах совершенствования хозяйственного законодательства на базе возможностей информационных технологий.
  3. Создание системы оценки параметров программно-технических средств информационных технологий и методик определения их эффективности как в структуре отдельных пользователей (микроэкономика), так и интегрированных показателей (макроэкономика).
  4. Методы и средства выбора оптимальной конфигурации для различных групп пользователей.
  5. Разработка составных частей доктрины (концепции) управления социально-экономическим развитием на базе информационных технологий.

Разработка такой доктрины, концепции или дорожной карты, содержание которых практически пересекаются, создают для всех субъектов – участников процессов управления принудительный ритм в ответах на узловые вопросы таких документов – что делать, как делать и кому и когда делать.

Конечные результаты рассматриваемых работ представляются в формате стандартов, методических материалов, моделей алгоритмов и машинных программ, предложений по хозяйственному законодательству и нормативным решениям органов управления, обзоров по состоянию процедур управления, а также научно-технической продукции в виде монографий, брошюр, учебников, учебных пособий и журнальных статей.

Институты и массовое общественное сознание

Реализация рассмотренных проблем является исходной базой построения целостной системы управления инновационными процессами в экономике и социальной жизни.

Система управления инновационной экономикой основывается на институтах, которые представляются в двух ипостасях – субъектах и функциях, реализуемых в среде информационных технологий и электронных коммуникаций. Особенностью такой системы является материализация функций управления, переход управления из сферы искусства и квалификации руководителей в сферу технологий, когда интеллектуальная составляющая управления (квалификация и искусство руководителей) сосредоточивается на совершенствовании технологии управления в темпах развития науки, производства и социальной жизни в условиях научно-технического прогресса.

Материализация управления, т.е. его проявление в виде современной технологии, происходит в последовательности: анализ состояния — выработка эффективных решений – алгоритмизация – создание машинных программ. И далее этот цикл возобновляется в ходе поступательного развития как производства товаров и услуг, так и соответствия этим процессам системы управления.

Положение о том, что использование опыта других является самыми дешевыми инвестициями, представляется важным фактором в ходе модернизации отечественной экономики, поскольку решение обратной задачи последовательности совершенствования управления – от анализа программного продукта к оценке содержательной части процессов управления и, таким образом, формирование институтов управления, характерных для инновационных экономик, служит системообразующим примером в процессах экономической модернизации. Естественно, что это непростая задача, связанная со многими специфическими факторами, свойственными каждой стране. Однако такое положение исключает необходимость неизведанного пути, который часто приводит к драматическим последствиям в особенности в социально-экономической сфере.

При решении задач формирования институтов, свойственных инновационным экономикам, необходимо сосредоточить внимание на двух важнейших составляющих функционирования такого рода институтов – критериях оценки и мотивациях. Процессы, происходящие в инновационных экономиках, инициируются огромной, динамично развивающейся системой критериев оценки, которые представляются индикаторами, составляющими важную часть институтов инновационных экономик.

Три наиболее очевидных примера рельефно отражают их роль в процессах управления экономическим развитием.

  1. Определение требований и необходимость развития оборонно-промышленного комплекса. Объемы затрат в системе производства ВВП, возможности двойных технологий, развитие высоких технологий и восстановление обрабатывающих отраслей.
  2. Оценка, в условиях международного разделения труда, альтернативности вкладов в развитие добывающих отраслей отечественного производства с целью получения добавленной стоимости при продаже сырья, или вкладов, например, в автомобильную, авиационную и фармацевтическую отрасли, которые на этапе их воссоздания не будут достаточно прибыльными.
  3. Оценка затрат ресурсов в процессе реализации технологического цикла производства инновационной продукции на этапах производства, разработки, а также вкладов в прикладную и фундаментальную науки.

Мотивации представляют собой стимулы, которые в инновационной экономике проявляются на трех уровнях: государство, капитал (предпринимательство) и наемный труд.

Государство в постиндустриальной экономике при мировом разделении труда является одним из определяющих факторов экономического развития страны, поскольку именно оно формирует правила поведения экономических субъектов и в индустриально развитых странах обладает бюджетом, сопоставимым с объемами, функционирующими в частном секторе. Важнейшая роль принадлежит государству в создании базовой мотивации производства – конкурентной среды, одним из проявлений которой является антимонопольное законодательство.

На уровне предпринимательства важнейшим стимулом является конкуренция, которая в современной постиндустриальной экономике не обеспечивается собственно рыночной средой, а является результатом взаимодействия государства, капитала и наемного труда, оптимизирующим процессы воспроизводства в интересах национальной экономики, что далее закрепляется в хозяйственном законодательстве.

Опыт отечественных экономических реформ показал, что сама по себе рыночная среда не порождает эффективной экономики.

На уровне наемного труда в инновационной экономике наиболее рельефно новые стимулы проявляются в понятии человеческий капитал, который становится равновеликим промышленному и финансовому капиталу. Сложившееся на протяжении длительного периода ущемление прав наемного труда в интересах капитала в инновационной экономике приводит к деградации ее развития и отбрасыванию экономики страны в состав слаборазвитых.

Мировой опыт показывает, что модернизация экономики и ее вхождение в инновационную стадию возможны только при опоре на соответствующие этому институты и при всеобъемлющем использовании информационных технологий и электронных коммуникаций.

Модернизация с целью вхождения страны в инновационную экономику представляет собой существенное преобразование социально-экономической жизни. Такого рода процессы всегда связаны с изменением массового общественного сознания, требующего новых позитивных решений, которые в существенной мере зависят от того, вырабатываются ли параллельно с этими процессами конструктивные предложения со стороны государства и институтов гражданского общества, способных обеспечить выполнение этих эволюционно сформировавшихся новых требований. Положительные решения или дальнейшая деградация социально-экономической жизни общества прямо и жестко связаны и зависят, с одной стороны, от нового состояния массового общественного сознания, а, с другой, от наличия новых идей и институтов, способных обеспечить выполнение новых требований.

Если рассматривать историю последнего полувека, то она представляет как позитивные, так и деструктивные примеры. Поверженные и практически полностью разрушенные во Второй мировой войне Германия и Япония, опираясь на конструктивные предложения экономической элиты своих стран при поддержке массового общественного сознания возродились при жизни поколений, начавших восстановление своих стран. Англия, будучи победительницей, но существенно ослабленная войной и развалом колониальной системы, также сумела благодаря целенаправленному управлению и поддержке со стороны массового общественного сознания преодолеть тягчайшие испытания и сохранить свое положение среди великих держав.

При неоднозначных оценках послевоенного периода то же можно утверждать и о нашей стране, которая сумела не только восстановить свои силы, но и стала одной из двух величайших держав.

Однако к концу 80-х годов прошедшего века в стране сформировалось массовое сознание, требующее коренных изменений в социально-экономической жизни. Реакцией на эти новые вызовы со стороны институтов, призванных решать такие задачи в великой стране, была бездарная перестройка, теоретическим основанием которой служило «новое мышление для нашей страны и всего мира». Все это привело не только к деградации социально-экономической жизни, но и к расчленению страны с тысячелетней историей. Идеологическим оправданием для всех тех сил, кто сознательно или неосознанно подводил к этому страну было положение, что разрушение империи есть естественный исторический процесс, когда в это же время европейские страны, доселе постоянно, на протяжении веков ведшие между собой кровопролитные войны, объединились во имя процветания в новой глобализируемой среде, создав при этом общую валюту.

Последующая реакция на такое развитие событий методами вхождения в рынок оказалась не менее драматической, поскольку привела страну к сырьевой экономике. Можно, однако, констатировать, что сложившееся к настоящему времени массовое общественное сознание способно обеспечить поддержку выстраданным мерам, которые к настоящему времени формируются институтами российского общества в рамках модернизации социально-экономической жизни на базе достижений современной цивилизации и преодоления всяческих мифов о неизведанных путях развития.

Конструктивную программу действий необходимо развивать путем использования интеллектуального потенциала таких структур, как университеты, социально-экономический сектор Российской академии наук, научные социально-экономические коллективы государства и институтов гражданского общества, независимые фонды и т.п. Именно в такой среде могут быть выработаны эффективные решения, которые будут резонировать с массовым общественным сознанием.

Организация, финансирование и контроль

Исследование и разработка многих вопросов, связанных с совершенствованием экономического механизма и управления, в индустриально развитых странах проводятся в том числе в малых структурах, в которых высококвалифицированные специалисты имеют разнообразную форму организации – лаборатории при университетах, фонды, самостоятельные исследовательские группы. Особенностью таких структур является обеспечение максимально возможной независимости от воздействия, связанного с групповыми интересами и, таким образом, обеспечение объективности результатов исследования и направленности рекомендаций.

Финансирование такого рода работ проводится из трех источников:

  • государство;
  • коммерческие структуры;
  • личности – спонсоры.

Культура отношения к такому спектру работ, исключающих лоббирование интересов источников финансирования, происходит вопреки пословице «кто платит, тот и заказывает музыку».

Элита инновационных экономик умеет понимать и общие, и частные интересы. Отметим, что внимание к экономической науке в постиндустриальном мире поддерживается в том числе большой совокупностью различных премий, включая Нобелевскую, когда уже в начале развертывания научно-технической революции было принято решение о создании премии имени Нобеля по экономике, которая, не нарушая завещания ее создателя, вошла в ее состав. К сожалению, на протяжении всего периода научно-технического прогресса в нашей стране ничего подобного не было.

Контроль и оценка результатов при разработке больших систем представляется весьма сложной научной задачей. Иронически-саркастический афоризм «хотели как лучше, а получилось как всегда» отражает эту сложную проблему контроля за промежуточными результатами такого рода работ и их пошаговой оценки с целью недопущения нежелательных конечных результатов. Именно этой проблемой в последние годы своей жизни занимался отец кибернетики Н. Винер. Примером тому в аспекте рассматриваемых проблем служит принятие отдельных нормативных актов в сфере хозяйственного законодательства, когда их профессиональная подготовка в рамках определенной среды не дает положительных решений в совокупности, т.е. не обеспечивает ожидаемой результативности при решении конечных задач в таком живом организме, как экономика.

Рассматривая независимость финансируемых субъектов от заказчика следует иметь в виду не учитываемые к моменту исследований факторы, что обуславливает необходимость усиления внимания к выработке критериев оценки.

Заключение

В разные периоды жизни российского общества важнейшими и героическими были многообразные события и цели: победа при защите отечества, построение тяжелой промышленности, культурная революция, создание атомной энергетики, прорыв в космос и многое другое. Они реализовывались на фоне многих других событий, определяясь как процессы, которые обеспечивают всю совокупность многообразия жизненных устоев.

В настоящее время в сложных условиях динамики научно-технического прогресса, глобализации экономики и возрастания многообразных угроз безопасности важнейшей задачей государства и структур гражданского общества является создание системы управления, способной обеспечить инновационные процессы в экономике, поскольку в этих условиях проявляются и демократия, и справедливость, и высокий жизненный уровень, и право равных возможностей, и наиболее эффективные меры обеспечения безопасности. Это весьма сложная задача, поскольку при всем разнообразии ресурсов, которыми обладают различные страны, только небольшая их часть становится странами с инновационной экономикой.

Краткие сведения об авторах:

Залещанский Борис Данилович

1996-2008 гг. генеральный директор Научно-исследовательского института автоматической аппаратуры им. В.С.Семенихина (головной организации по АСУ Вооруженных сил РФ), генеральный конструктор АСУ ВС, кандидат технических наук, доктор экономических наук, профессор, Лауреат Государственной премии РФ.

Прохоров Николай Леонидович

1983-2006 гг. директор Института электронных управляющих машин (головной организации по системе малых ЭВМ), генеральный конструктор СМ ЭВМ, доктор технических наук, профессор, Лауреат Государственной премии Совета министров СССР, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Рябов Геннадий Георгиевич

1984-2004 гг. директор Института точной механики и вычислительной техники им. С.А.Лебедева Академии наук СССР (головной организации по супер-ЭВМ), генеральный конструктор супер-ЭВМ, член-корр. РАН, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, Лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный деятель науки РФ.

Фатеев Александр Ефимович

1959-2003 гг. начальник тематического отдела Научно-исследовательского центра электронной вычислительной техники (головной организации по вычислительным машинам общего и специального назначения), научный руководитель работ по совершенствованию управления большими системами, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный экономист РСФСР, награжден четырьмя орденами СССР.

Малакеев Андрей Викторович

2001-н.в. Генеральный директор ООО «Корпоративные информационные системы». Основной профиль деятельности компании связан с построением полномасштабных систем управления деятельностью ИТ подразделений крупнейших компаний России. Принимал непосредственное участие в разработке концепции информатизации центрального аппарата Центрального банка России, проведении анализа бизнес процессов в ряде федеральных программ. Автор более 40 научных статей, посвященных вопросам эффективного использования информационных технологий и их роли в инновационной экономике.