Компьютерные технологии в преодолении коррупции

Коррупция представляет собой одну из форм болезней экономики, каковыми являются финансовые, экономические, социальные кризисы, отсталость в экономическом развитии и т.п. Эта болезнь, как и все остальные, имеет причины возникновения, масштабы распространения, глубину поражения экономического организма. Существуют пути ее преодоления, которые проявляются в профилактике и методах лечения в зависимости от степени запущенности болезни. Результаты лечения также находятся в диапазоне от полного выздоровления до различной степени деградации.

Рассмотрим некоторые методы преодоления этого явления в нашей стране путем использования такого механизма воздействия, как программно-технические средства, и применения методов анализа, свойственным информационным технологиям.

Механизмы использования программно-технического инструментария в преодолении коррупции

Рассмотрение возможного применения информационных технологий следует начать с определения самого термина коррупция. Суть коррупции состоит в получении взяток должностными лицами. Взятка, в свою очередь, это: «принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения». В общем случае методы борьбы с коррупцией можно разделить на действия по выявлению случаев получения взяток с последующим наказанием, и на действия по сокращению условий, при которых может возникать коррупция. Применение информационных технологий может оказать существенную помощь в обоих случаях.

В части сокращения условий, при которых может возникать коррупция, следует отметить следующее — в большинстве случаев коррупция становится возможной в тех ситуациях, когда у должностного лица есть возможность произвольно решать, какие действия предпринимать, а какие нет, или предпринимать, но с нарушением сроков (волокита). Следовательно, лишение должностного лица возможности применять произвол в своей деятельности может исключить условия для требования взятки. Для достижения этой цели информационные технологии могут предложить следующее:

  • Формализация процедур, с последующим анализом, существующей нормативной базы.
  • Автоматический контроль исполнения регламентированных процедур.

Необходимость формализации и анализа существующей нормативной базы вызваны тем, что на сегодняшний день деятельность должностных лиц регламентируется большим количеством не согласованных, а иногда и просто противоречащих  друг другу документов. При этом не всегда эти документы обладают признаками полноты и непротиворечивости. На пример, отсутствуют описания механизмов реализации закона или иного нормативного акта,  либо отсутствуют исчерпывающие перечни документов, необходимых для принятия решения. Такое положение вещей создает благоприятную почву для произвола должностных лиц. По своему усмотрению они могут выбирать какой из противоречащих друг другу документов применить, необоснованно отклонять запросы ссылаясь на якобы отсутствие у заявителя требуемых документов. Для решения этой проблемы могут быть применены методы, используемые при построении сложных информационных систем, на пример методология IDEFx, применяемая при моделировании сложных объектов и позволяющая отображать и анализировать модели деятельности широкого спектра сложных систем в различных разрезах.

Формализация нормативной базы путем построения моделей с использованием методологии IDEFx или аналогичной позволит:

  • Выявить существующие между документами противоречия, поскольку методология не позволяет отобразить в модели сущности, противоречащие друг другу.
  • Получить наглядные модели, иллюстрирующие порядок применения нормативной документации с указанием критериев, применяемых при принятии решений;
  • Выявить и отразить документально исчерпывающие списки входной информации (документы, справки и т.д.) необходимые для выполнения тех или иных процедур, с указанием формы и содержания этих документов;
  • Определить список ролей для реализации процедур, установив таким образом исчерпывающий список ответственных за исполнение;
  • Определить список ресурсов, в том числе и информационных, необходимых для исполнения процедур.

Размещение полученных в результате формализации моделей процессов и перечня входных данных на общедоступных информационных ресурсах позволит значительно снизить возможность проявления коррупции со стороны должностных лиц. Граждане, обращающиеся к должностным лицам, смогут проконтролировать обоснованность требований в части запрашиваемых документов и соответствие того или иного решения должностного лица утвержденному порядку.

Полученные в результате формализации модели могут так же быть использованы в процессе модернизации информационных систем, используемых в государственных органах власти различного уровня. Основная цель модернизации должна состоять в расширении уже реализованных функций по вводу данных и доступу к информации функциями, обеспечивающими управление и автоматический контроль за исполнением регламентированных процедур. Данная модернизация позволит преобразовать существующие информационные системы в системы класса BPM(Business Process Management), что в свою очередь обеспечит:

  • Организацию коллективной работы служащих и должностных лиц в строгом соответствии с утвержденными регламентами;
  • Полноценный  автоматический контроль за исполнением процедур с возможностью автоматического оповещения в случае выявления нарушений;
  • Автоматическое применение утвержденных правил и нормативов при принятии управленческих решений или, как минимум, проверку выполненных действий на соответствие этим правилам.

Расширение указанной функциональности возможно за счет внедрения специальных программных средств, доступных в том числе и среди проектов с так называемым открытым кодом (бесплатное ПО). Такие средства предоставляют интерфейс для описания процессов в удобной графической форме без применения кодирования. При описании процесса, как правило, указывается кто, что и как должен выполнить, при этом поддерживается как автоматическое исполнение процедур, так и исполнение с помощью пользователя. Так же возможно описать разнообразные ветвления в зависимости от различных условий — исходных данных процесса, промежуточных результатов и т.д. На каждом шаге процесса можно применить заранее определенные правила, описанные либо в виде матрицы решений, либо в виде последовательности IF-THEN. Кроме того, для каждого шага можно описать нормативные сроки исполнения при превышении которых система автоматически предпримет предопределенные действия (отправит электронное сообщение с оповещением о нарушении, создаст журнальную запись в системе аудита и т.д.)

В дальнейшем, когда описанные процессы будут инициированы, система будет либо автоматически выполнять соответствующие шаги, либо оповещать сотрудника о том, что ему назначена на исполнение задача. При этом  у руководителя(лей) будет возможность  в любой момент времени проверить на каком шаге находится задача и кто ответственен за исполнение следующего шага, соблюдаются ли сроки выполнения заданий.

Наличие автоматических средств управления исполнением регламентов в еще большей степени позволит уменьшить возможности для проявления коррупции.

Краткие сведения об авторах:

Фатеев Александр Ефимович

1959-2003 гг. начальник тематического отдела Научно-исследовательского центра электронной вычислительной техники (головной организации по вычислительным машинам общего и специального назначения), научный руководитель работ по совершенствованию управления большими системами, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный экономист РСФСР, награжден четырьмя орденами СССР.

Малакеев Андрей Викторович

2001-н.в. Генеральный директор ООО «Корпоративные информационные системы». Основной профиль деятельности компании связан с построением полномасштабных систем управления деятельностью ИТ подразделений крупнейших компаний России. Принимал непосредственное участие в разработке концепции информатизации центрального аппарата Центрального банка России, проведении анализа бизнес процессов в ряде федеральных программ. Автор более  40 научных статей, посвященных вопросам эффективного использования информационных технологий и их роли в инновационной экономике.